Что должен знать и уметь ребёнок к 7 годам

Вид деятельности

Знания, умения, навыки детей

Ребёнок и окружающий мир

Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, трикотаж и т.п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.).Определять происхождение рукотворных предметов.

Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, строение, материал).

Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей.

Знать герб, флаг, гимн России.

Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества.

Знать дорожные знаки и их назначение.

Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностях, их обычаях, традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых; о героях космоса; государственных праздниках.

Расширять представления детей о школе, стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.

Знакомить с растениями и животными родного края, занесёнными в Красную книгу.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); желание беречь природу.

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.


Развитие речи

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

Употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-шама-ли-на, бе-рё-за) на части.

Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.


Формирование элементарных математических представлений

Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Знать цифры от 0 до 9; знаки +, -, =; монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей.

Знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Уметь называть числа в прямом и обратном порядке.

Уметь соотносить цифру и количество предметов.

Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

Уметь измерять длину предметов с помощью условной меры.

Уметь составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера.

Уметь делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Уметь ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Уметь считать (отсчитывать) предметы в пределах 10 – 20.

Уметь пользоваться порядковыми и количественными числительными для определения общего количества предметов и места определённого предмета в ряду.

Уметь составлять число из единиц (в пределах 10).

Уметь составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).

Художественная литература

Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.

Называть двух- трёх авторов и двух- трёх иллюстраторов детских книг.

Уметь пересказать отрывок из сказки, небольшого рассказа.


Рисование

Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное и народное искусство.Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.

Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Создавать узоры по мотивам народных росписей: городецкая, гжельская, хохломская, жостовская. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек.


Лепка

Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция).Создавать скульптурные группы из двух-трёх фигур, уметь передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.


Аппликация

Создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, развивать чувство композиции.Составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.

Применять разные приёмы вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений; учить мозаичному способу изображения с предварительным лёгким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.

Конструирование

Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры, дворцы, фермы и др.).Развивать умение планировать процесс возведения постройки.

Создавать различные модели (здания, самолёты, поезда, машины, мебель) по рисунку, по словесной инструкции взрослого, по собственному замыслу.


Ручной труд

Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (будёновка, пилотка), использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона.Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.

Создавать объёмные игрушки в технике оригами.

Работать с иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперёд иголку».

Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).