Что должен знать и уметь ребенок к 4 годам

​​​​​​​

Ребёнок и окружающий мир

Легко ориентироваться в ближайшем окружении: называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал). Знать название своего города (посёлка, села); с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.Определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идёт дождь, дует ветер).Знать некоторые характерные особенности времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы)

Различать и называть части комнатных растений: стебель, листья, цветок.

Знать некоторых домашних и диких животных, их детёнышей.

Называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса- рыжая, у неё длинный, пушистый хвост; аквариумные рыбки живут в воде, плавают, едят корм).

Развитие речи

По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.Употреблять в речи имена существительные, в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детёнышей; форму мн. числа существительных в родительном падеже( матрёшек, книг, ленточек, груш).С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

Определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идёт дождь, дует ветер).

Знать некоторые характерные особенности времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы)

Различать и называть части комнатных растений: стебель, листья, цветок.

Знать некоторых домашних и диких животных, их детёнышей.

Называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса- рыжая, у неё длинный, пушистый хвост; аквариумные рыбки живут в воде, плавают, едят корм).Развитие речиПо своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

Употреблять в речи имена существительные, в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детёнышей; форму мн. числа существительных в родительном падеже( матрёшек, книг, ленточек, груш).

С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.Развитие элементарных математических представленийНаходить в окружающей обстановке один и много предметов.

Сравнивать группы предметов, используя приёмы наложения и приложения; определять, каких предметов больше (меньше); сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте), определять, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже).

Понимать слова: верхний-нижний, слева-налево, справа-направо.

Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы. Художественная литератураЗаинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого.

Читать наизусть потешки и небольшие стихотворения при минимальной помощи взрослого.РисованиеЗнать и различать название цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный) , познакомиться с оттенками (розовый, голубой, серый), подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом в боночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.

Изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные), в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.) Изображать предметы разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыплёнок, тележка, вагончик).

Украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и предметов, вырезанных взрослыми (птичка, козлик, конь, блюдечко, рукавички).

ЛепкаОтделять от большого куска глины или пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Лепить различные предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путём прижатия друг к другу.АппликацияВыкладывать на листе бумаги приготовленные взрослым детали разной формы, величины, цвета, раскладывая их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный взрослым предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

Аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.КонструированиеЗнать, называть и использовать детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы).

Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу. По периметру четырёхугольника). Ставить их плотно друг к другу, на определённом расстоянии (заборчик, ворота).

Сооружать постройки по собственному замыслу. Обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул диван – мебель для кукол.

Различать части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).